Чехияттан сылдьар суруйааччыны, сценариһы, режиссеру Мартин Рышавины кытары Эбээн-Бытантай улууһа быстыбат ситимнээх. Аан маҥнай кини 2002 сыллаахха биһиги улууспутугар кэлбитэ. Ол онно ыраах таба ыстаадатыгар тахсан, төгүрүк сыл кэриҥэ документальнай киинэни устубута.
Мартин Рышави Эбээн-Бытантай улууһун уонна Саккырыыр табаһыттарын туһунан YAKUTIA24 сетевой таһаарыыга тахсыбыт интервьютун сэргээҥ.
Близкий друг эвенских оленеводов — режиссер Мартин Рышави
Чешский писатель, сценарист, режиссер Мартин Рышави с девяностых годов периодически работает в Якутии. Еще будучи студентом он мечтал снимать документальные фильмы про оленеводов. Эти планы воплотил в жизнь в далекой северной республике России. Кроме того, перевел сборник стихов эвенского поэта Михаила Колесова, а также написал двухтомный роман о жизни на Дальнем Востоке. Сегодня в условиях западных санкций он продолжает поездки в Якутию. Но уже не загадывает о том, сможет ли вернуться сюда в следующем году.
Наша встреча состоялась в августе. Мартин был в Якутске проездом. Он возвращался с Саккырыыра, где работал над очередным документальным фильмом. Далее — обо всем по порядку.
О знакомстве с Якутией
В 1996 году Рышави впервые побывал в Республике Саха (Якутия). Тогда он был студентом: «Уже тогда я мечтал, что в будущем буду снимать здесь фильм про оленеводов. Не было ничего: ни камеры, ни средств, ни продюсера. Даже на самолет не было денег. Я поездом добрался до Осетрово и на теплоходе — до Якутска.
В то время была забастовка энергетиков. Зашел в музей: все сидели в шубах (в августе), спрашивали друг у друга «когда же эта революция закончится?». И отвечали: «эта революция — простая, нормальная будничная жизнь».
«В 2002 году в Якутске я принял участие на конференции, организованной министерством культуры и институтом народов Севера. Встретил там чиновницу Марию Погодаеву. И она рассказала, что едет в Саккырыр, а вскоре там будет вертолет, который должен лететь к оленеводам. Услышав про такое, я не раздумывая помчался в авиакассу. И, действительно, через несколько дней на вертолете полетел в оленстадо. И там почти круглый год снимал свой фильм», — вспоминает он.
Саккырырские оленеводы
В ходе беседы режиссер рассказал, что ему несколько раз удалось выиграть грант Фонда кинематографии: «Частный продюссер может подать завяку на эти конкурсы. Государство дает возможность получить такую поддержку. Нужно представить свой проект, иногда получается, иногда нет. Но первые мои фильмы появились, благодаря этим грантам».
(Справочно: В 2001 г. Мартин Рышави снял свой первый полнометражный документальный фильм — размышление о попытках национального возрождения малых народов севера «Сибирь – дума в музее», продолжением которого стал фильм о жизни кочевников–оленеводов в Верхоянских горах «Афонька больше не хочет быть оленеводом» (Afonka uz nechce pást soby, 2004 год, премия за лучший чешский фильм на Международном фестивале документальных фильмов в г. Йиглава. В Якутии Рышави был удостоен медали республиканского Госкинохранилища).
Поселок Саккырыр (почтовое название: Батагай-Алыта) — административный центр Эвено-Бытантайского национального улуса Якутии. Взрослые оленеводы ведут кочевой образ жизни. Они редко бывают в населенном пункте. Дети с осени до лета обучаются в сельской школе, а затем уезжают к родителям.
«В моем фильме есть два персонажа: Афоня (главный герой) и его тетя, тогда была жива, это Мария Егоровна. Оба героя — очень портретные люди, которые всегда говорят про жизнь оленеводов в своей конкретике. И мне не хватало философского, какого-то обобщающего голоса, который смог бы посмотреть на эту жизнь с высоты. Для меня стал большой находкой Михаил Петрович, своими рассказами и стихами он дал мне возможность сделать другой, более философский ракурс в фильме», — делится режиссер.
Позже Мартин издал поэтический сборник: «Я перевел где около 30 его стихотворений. Сделал хорошую книгу под названием «Охотник на тишину». Стихи Михаила Колесова были два или три раза опубликованы в лучшем литературном журнале в Чехии. Думаю, что мы раньше его открыли как величайшего поэта, чем в России. У него здесь вышли две тоненькие брошюры… В них видно, что редакторы по своему «улучшают» его стихи. Хотя, он счастлив, что у него есть эти тетрадки. Но это, по-моему, просто издевательство над поэтом. У него давно должна быть хорошая книга, в хорошей обложке, которую можно купить в любом книжном магазине в Москве».
От себя добавим, что Михаил Колесов дважды становился лауреатом национальной премии «Поэт года», учрежденной Российским союзом писателей: дипломантом III степени в номинации «Поэт России-2014» и лауреатом I степени в номинации «Выбор издательства» Национальной литературной премии «Поэт года- 2014».
(С творчеством эвенского поэта можно ознакомиться по ссылке: https://stihi.ru/avtor/ohotnik65.
Просмотр фильма «Афонька больше не хочет быть оленеводом» возможен по ссылке:
https://dzen.ru/video/watch/625e4a657bb2733ad6726d64?f=d2d).
Сегодня Рышави уже не чужой человек для эвенских оленеводов: «Преград, какие были в самом начале, уже не существует. Там уже есть выработанные отношения. Охота, рыбалка… всё есть. Все оленеводы — рыбаки и охотники. Комаров нет, прохладно. Летом оленей пригоняют ближе к горам, где нет растительности, там нет комаров. Сейчас в Чехии погода отвратительная, непонятная. Все лето 30 градусов жары, а потом с 10 сентября резко похолодало, начались дожди. А ливни угрожают наводнением».
О друзьях и якутском кино
Еще один большой документальный проект с дальневосточной тематикой Мартина Рышави вышел под названием «Малюпен, или Ольховый спас» (2008).
За прошедшие годы житель Чехии обзавелся в Якутии широким кругом знакомых и друзей. Автор рассказал о недавнем событии: «Премьера фильма в Якутске состоялась на днях, через 17 лет. Это солидный срок. Фильм за это время созрел» — смеется наш собеседник — «премьера была потрясающей. Я в жизни не испытывал такой радости! Там собрались не все, но очень многие люди, которые 17 лет назад участвовали в сьемках этого фильма. Они увидели себя, увидели фильм. Это было круто! Заместитель гендиректора Национальной вещательной компаниии «Саха», замечательный журналист Ирина Ефимова снималась в одном из эпизодов этого фильма. Несмотря на тяжелейшую травму, она пришла на премьеру. Меня это очень расстрогало».
Из представителей местной киноиндустрии Мартин сказал, что знаком с кинорежиссером Сергеем Потаповым, документалистами Сардааной Барабановой и Дианой Худаевой.
В беседе нам удалось узнать мнение иностранца о якутском кинопроизводстве:
«В эту поездку я просто не успеваю встретиться со всеми друзьями. Позавчера у меня было пять встреч, к примеру. Жаль, что не могу остаться еще на неделю. Надо было сюда приехать, чтобы договариваться с людьми, обсуждать возможность нового сотрудничества, проектов, чего мне бы очень хотелось, но одно дело придумать проект и другое, чтобы были деньги и политическая ситуация позволила его реализовать. Но пока много вопросов, на которых нет ответов. Но я как минимум стараюсь все контакты, которые здесь есть, налаживать.
Дома сейчас работы куча. Меня ждут студенты, я работаю преподавателем по сценаристике и документальному кино в институте кинематографии.
30 лет назад считалось крутым быть киношником. Но сейчас статус уже не такой. Это видно по тому, что приходят в институт одни девчонки, он феминизирован до невозможности. А для молодых парней, видимо, кино уже не столь перспективная сфера. Они снимают видео, ушли больше в цифровые технологии. Там больше денег, зрителей, охвата. Есть уже другая площадка для людей с такими талантами.
Из якутских фильмов смотрел «Карину», «Там, где танцуют стерхи» и другие, названия сейчас не вспомню. Ну, да, это удивительно, что здесь столько фильмов можно снять за небольшие деньги. И такой подъем местной кинематографии радует. С другой стооны, профессионализм встречается в плане монтажа, в плане операторской работы, артисты очень талантливые, но его нет в плане сценаристики. Сценарии этих фильмов, мне кажется, на грани любительского подхода. Думаю, это со временем приходит. 20 лет назад я бы даже не подумал, что здесь будут такие хорошие фильмы, интересные авторы, режиссеры.
Конечно, это очень большая наглость с моей стороны. Если говорить про какие-то недостатки, то надо как-то аргументировать, анализировать, в чем суть проблемы. А просто приехать и сказать «плохо», это тоже не серьезно. То, чего добилась якутская кинематография, это невероятный подъем. Но когда повышается качество, требования тоже повышаются. Это происходит всегда одновременно.
Фильмы эти делают свои для своих, и якутская публика всегда пойдет на свое кино, потому что смотреть фильм на родном языке это кайф. Но в конкуренции мирового кино их пока трудно сравнивать».
Кроме кинотворчества, Рышави занимается литературой. Он — автор двухтомного автобиографического романа «Путешествие в Сибирь». Работа получила чешскую премию Magnesia Litera в номинации «Лучшее чешское прозаическое произведение».
Про Якутию, благодаря роману Рышави, кто-то впервые узнал в Мексике. «Для меня это было открытием, но книгу перевели на испанский язык. Мексиканский индеец, когда жил в Праге, стал изучать чешский язык. Он женился на чешской женщине. Несколько лет переводил мою книгу. И теперь ее можно купить в Мексике-сити», — рассказал автор.
Дело в том, что с 2021 года Чехия была включена в список недружественных для России государств. В ходе нашего разговора Мартин признался, добираться в Россию стало дорого и утомительно (он летает через Турцию или через Азербайждан). Режиссер много, где путешествует и снимает документальные фильмы. Но его особенно тянет на Дальний Восток, а именно — в Республику Саха (Якутия).
«Смогу ли я приехать в следующем году, будет зависеть от политической ситуации. Мне бы очень хотелось вернуться», — признался с грустью наш собеседник.