Социально-экономическое развитие Арктических районов Республики Саха (Якутия) обсудили на рабочем совещании под руководством представителя Главы Республики Саха (Якутия) по Арктике Александра Акимова с участием председателя постоянного комитета Ил Тумэн по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой, министра по развитию Арктики и делам народов Севера Владимира Черноградского.
В мероприятии также приняли участие представители министерств и ведомств республики, главы МО арктических улусов.
Напомним, экс-сенатор Александр Акимов назначен специальным представителем главы Якутии по Арктике. Александр Константинович долгое время возглавлял Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ. Должность спецпредставителя главы Якутии по Арктике впервые вводится в республике, это обусловлено современной политикой, направленной на интенсивное освоение и развитие арктических территорий.
Александр Акимов во вступительном слове сообщил, что сегодня особое внимание уделено совершенствованию законодательства, направленного на развитие Арктической зоны и улучшение условий жизни населения. Россия приняла стратегию развития Арктики на период с октября 2020 по 2035 год. Работа ведется в тесной связке с федеральными структурами, прежде всего — с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. «Северное лето короткое, нужно за короткий период навигации успеть завезти горюче-смазочные, строительные материалы в районы, с которыми нет автомобильного сообщения. Принят долгожданный закон «О северном завозе». Будучи председателем Совета по развитию Арктики, Антарктики и Дальнего Востока, был одним из инициаторов принятия этого закона. Дело сдвинулось, когда президент РФ дал соответствующее поручение. И сегодня идет реализация Указов Президента, постановлений Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы. Безусловно, для осуществления северного завоза закон разграничит полномочия между федеральными, региональными и местными властями. Так, регионы будут осуществлять планирование, организацию и координацию северного завоза, также субъект наделяется правом устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки на продукцию, реализуемую на территориях северного завоза. И мы обязаны контролировать их выполнение этих основополагающих документов по Арктической зоне. Во-вторых, хотелось бы услышать, как идет подготовка к зимнему отопительному сезону. В целом, также хотелось бы услышать информацию по строительству социальных объектов и жилых домов в арктических улусах. Слышал, что некоторые проекты вообще обнулили. Хотелось бы сегодня услышать глав муниципальных образований арктических районов, кто непосредственно владеет ситуацией на местах».
Глава Эвено-Бытантайского улуса Иннокентий Стручков рассказал, что национальный район расположен среди гор и является самой сложной по транспортной доступности. Он предложил рассмотреть вариант прокладки зимней автомобильной дороги но маршруту Сайдыы-Кустур-Батагай-Алыта, для сокращения плеча перевозок котельного топлива для нужд улуса. Кроме того, в целях улучшения транспортной инфраструктуры с учетом экстремальных условий и полным отсутствием круглогодичной транспортной схемы, глава попросил рассмотреть возможность передачи межселенных муниципальных дорог в республиканскую собственность.
«Думаю, что Арктическим районам нужна программа для обеспечения вездеходной техникой и катерами для малых рек, что снимет зависимость от дорогостоящей малой авиации. Кроме того, в этом году национальный улус отметил 35-летие со дня основания. Мы благодарны правительству республики, своему депутату, что построена первая каменная школа в улусном центре, но по социальным объектам ситуация остается сложной. Детские сады в улусном центре построены еще в 1952 году, и мы уступили здание администрации, сами перебрались в старое здание школы. Сейчас ремонтируем здание администрации под детский сад. В селе Кустур вместо сгоревшей школы должны были построить новую школу, но вопрос затянулся из-за дороговизны объекта, хотя ПСД имеется. Сейчас работаем над корректировкой этого проекта. А пока дети вынуждены ютиться в неприспособленных зданиях. Такая же ситуация со строительством школы-сада в с. Джаргалах, где срок ПСД тоже истекает в будущем году. В связи с чем, хочу предложить, с учетом сложной транспортной схемы и экстремальных условий арктических районов, нужно предусмотреть отдельную приоритетную федеральную, региональную программу для строительства социальных объектов и жилья для Арктики. Мы в силу своей специфики, сложной транспортной схемы не можем конкурировать с центральными районами и часто выпадаем из федеральных и региональных программ и проектов, где требования не учитывают транспортные расходы и арктическую специфику. Что касается медицины, не хватает узких специалистов, но очень выручают медицинские десанты врачей и население готово поставить памятник тому, кто придумал такой нужный проект. Недавно приезжала бригада педиатров, которая эффективно проработала во всех наслегах. Пользуясь моментом, хочу поблагодарить врачей, их отважные бригады, которые не побоялись наших дорог и условий».
Александр Константинович ответил, что вместо сгоревшей школы вне очереди за один-два года должны были построить новое здание, как это делалось раньше, и обещал взять данный вопрос под свой контроль.
Глава муниципального образования «Анабарский национальный улус» Эдуард Платонов обратил внимание на дороговизну авиабилетов на внутриреспубликанские рейсы. Чтобы как то снять проблему социальной напряженности с билетами, он предложил увеличить в два раза количество субсидированных билетов на основной рейс – с 9 до 18 . Он сообщил, что в Анабарском районе неплохо идет строительство жилых домов для переселяемых из ветхого и аварийного жилья. В конце прошлого года ввели пятый дом, построенный для переселенцев из аварийного жилья. Ранее в селе Саскылах было построено 3 многоквартирных дома, в том числе два дома на 12 квартир и один на 13, а в Юрюнг-Хае был введен восьмиквартирный дом. В селе Саскылах для переселенцев планируют построить большой каменный дом на 30 квартир. «Что касается социальных объектов, то проблемы у всех схожие, что озвучил коллега. Наш район составил смету, прошли госэкспертизу, подали заявку, но наши школы так и не попали ни в одну программу. Сейчас мы из собственных средств ремонтируем среднюю школу. Но когда все мы говорим, что надо развивать Арктику, без развития образовательных учреждений, какая может быть речь?»
Одной из острых проблем анабарцев, глава назвал небольшой объем квотирования для вылова рыбы — 70 тонн, чего недостаточно для коренного населения, для которого рыбный промысел, прежде всего, источник доходов и источник существования. Научные работы из-за нехватки средств, проводятся редко и только на договорной основе, что не дает возможности для увеличения объемов добычи рыбы. Имея огромный потенциал, республика существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа по уровню вылова, так как для их освоения необходимы значительные вложения в научное сопровождение. Поэтому глава предложил разработать и утвердить новую концепцию развития рыбохозяйственного комплекса республики.
И.о. главы МР «Нижнеколымский улус» Павел Сазонов сообщил, что обеспеченность кадрами по линии Минздрава составляет 46 проц. «На сегодняшний день по программе «Земский доктор» готовы выехать в наш район офтальмолог, акушер-гинеколог, стоматолог, хирург-фельдшер, два педиатра и три терапевта. Соглашусь с коллегами, что проблемы у арктических улусов схожие: социальные объекты на территории улуса, которые были построены в 50-60-х годах, уже давно устарели. Фактически по всем объектам образования мы получили судебные постановления, что объекты находятся в аварийном состоянии. Миграция очень большая, если в советские времена население Нижнеколымского улуса составляло более 14 тыс. человек, на сегодняшний день проживает всего 5 тыс. человек. По жилищно-коммунальному хозяйству завезено 1900 т. нефти в Андрюшкино, угля по муниципальному району завезено на 100 %».
Свою обеспокоенность по оттоку населения из района выразила также советник главы муниципального образования «Оленекский эвенкийский национальный район» Л.С. Ивановой Айта Винокурова.
«Оленек в последние годы активно развивается. Здесь национальные проекты работают по всем направлениям: от сферы связи до образования. Из ветхих аварийных домов в новые благоустроенные квартиры переселена большая часть населения. Планируем до 2025 года переселить из аварийного жилья еще 948 человек. Но в положение программы переселения граждан из аварийного жилья в прошлом году внесли изменения, согласно которому жители, которые, к примеру, имеют ветхое жилье в селе Оленек, могут приобрести квартиру в городе Якутске. Эта ситуация в этом году нас очень обеспокоила, так как мы сейчас в таком положении, когда 103 семьи (это 350 жителей) у нас изъявили желание получить жилье в Якутске. Почему такое изменение в положение внесли? Причина одна: это низкая стоимость одного квадратного метра жилья в арктических районах. Если сравнить город Якутск и Оленекский район, то стоимость одного метра квадратного жилья два года назад до того была низкая, что все застройщики отказались строить дома в районе. Дошло до того, что в селе Эйик, где мы должны были построить четыре дома, застройщик сам за свой счет сделал проект, но когда озвучили стоимость одного квадратного метра жилья деревянного строительства, то он отказался, и в результате эти 11 семей были вынуждены переехать в город Якутск. Но вот в прошлом году стоимость увеличили, но не настолько, чтобы застройщики к нам шли гурьбой. Но мы понимаем, что это изменение было внесено, чтобы в 2025 году завершить второй этап программы переселения. Но в будущем, если дело так дальше пойдет, то наши жители почти все переедут, а у нас останутся одни проблемы. Молодежь предпочитает уехать в Якутск, а наши старики останутся без жилья в селах. Растет большая очередь, а где главы наслегов найдут квартиры для таких наших жителей. Мы теряем не только жилфонд, но и теряем людей. А увеличение одного квадратного метра жилья, вот эту ситуацию в корне бы изменило. Кроме того, застройщикам не учитывают те расходы, которые они несут. Потому что в Арктике нет благоустройства, нет водоснабжения, нет канализации. Из-за этого они вынуждены строить дополнительно канализационные сборники, насосные станции, а эти расходы подрядчикам не учитывают. Поэтому, нам кажется, что для арктических районов надо учитывать эти нюансы и увеличивать эту стоимость, так как строительство по программе переселения Владимир Путин предложил продлить до 2030 года. Но, тем не менее, мы в Оленёкском районе до 2025-го должны ввести в селе Оленёк пять 30-квартирных трёхэтажных каменных дома, в селе Харыялах два каменных (мы уже на камень перешли) 12-квартирных дома, и в селе Жилинда мы строим 10 трехквартирных домов. Сейчас же арктическим районам аванс дают, если этот аванс не дадут, то мы программу до 2025 года не закроем. Потому что первый этап мы очень хорошо прошли, а вот второй этап со стоимостью жилья ниже мы не смогли. И самый большой, главный вопрос с программой переселения, это то, что у нас отсутствует система канализации и система очистительных сооружений. Такую программу хорошую придумали по всей России, а решения канализации нет. Мы с этим вопросом в прошлом году с Леной Степановной выступали на форуме Арктики в Москве».
Первый заместитель главы муниципального образования «Среднеколымский улус (район)» Петр Антипин рассказал, что в прошлом году участвовали в федеральной программе по реконструкции школьной системы, и очень хорошо отремонтировали среднюю школу в г. Среднеколымске и в селе Алеко-Кюель. Поэтому и учителя, и ученики, и родители очень довольны. По ветхому аварийному жилью строится 6 домов в городе Среднеколымске. В этом году по плану стоит 4 дома, но идёт отставание из-за проблемы транспортной дороговизны и повышения цен. В прошлом году, из-за сложной навигации часть грузов подрядчики не смогли довезти, и они считают, что практически их потеряли. По словам замглавы, в этом году должны были начать строительство школы в селе Сватай, строительная стоимость которой около 600 млн. рублей. Но из-за того, что ПСД несколько раз было объявлено, из-за сложной транспортной доступности и удорожания цен подрядчика пока не нашлось.
Глава МО «Булунский улус» Афанасий Андросов согласился с коллегами и озвучил основную проблему арктических улусов: это сложная транспортная доступность и слишком сжатые сроки строительства объектов при исполнении федеральной программы. Здесь, кстати, проблема та же, поэтому по арктическим улусам нужен отдельный подход, вот даже, к примеру, по линии сельского хозяйства. Человек должен за один год ввести жилой дом со всеми коммуникациями. Поэтому нужно увеличить сроки по реализации федеральных проектов с учетом специфики арктических районов до 2-3х лет.
«Мой коллега с Анабарского района упомянул о недостаточной квоте на вылов рыбы, действительно и здесь нам нужна поддержка именно по исследованию запасов водных биологических ресурсов, сколько у нас рыбы в Лене, в том же Анабаре. Фауна морей, рек и озер Якутии представлена более 100 видами рыб. Морские рыбы представлены 55 видами, имея огромный потенциал, но мы не можем выйти на большие объемы для промышленного вылова рыбы. При этом, в том же Таймылыре население живет только за счет доходов от рыболовства. Есть места, где можно создавать новые рыбопромысловые участки. Есть молодые ребята, которые создают новые хозяйства, но они вынуждены столкнуться с проблемой, когда конкурс на выделение рыбопромыслового участка состоит из четырёх критериев. Это оплата, количество работников, условия освоения вод и наличие цеха переработки. То есть новый человек, молодые люди, которые хотят заниматься рыболовством, автоматически выпадают из конкурса. Нужно пересмотреть такие жесткие условия и дать сначала молодым людям возможность подняться на ноги, быть самозанятым и прокормить свою семью».
Министр по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградский сообщил, что проблемные вопросы, которые ставят главы районов, они мониторят и знают. «На сегодняшний день, это транспортная доступность, проблемы кадров и жилье. Вот это три основные проблемы Арктики, над которыми мы должны работать. Ну и, все стратегические документы на уровне страны и республики у нас приняты. На сегодняшний день мы работаем с министерством сельского хозяйства республики по разработке Концепции по развитию сельского хозяйства в Арктике. Этот документ, который положит начало именно дифференциации развития сельского хозяйства в Арктической зоне. На следующий год мы во всех районах закончим строительство торгово-логистических центров. Сейчас появился Федеральный Закон «О северном завозе», будут приниматься изменения в закон республики об особых условиях завоза грузов, разрабатывается методика по продовольственному обеспечению Арктической зоны и так далее. Поэтому нам предстоит большая совместная работа, и очень рад, что специальный представитель главы Якутии по Арктике Александр Акимов сегодня нас собрал и выслушал наши проблемы. Хочу поблагодарить за поддержку в организации столь нужного разговора Александра Константиновича и Елену Голомареву».
Подводя итоги рабочего совещания Александр Акимов отметил, что в России надо создавать отдельную госструктуру, которая занималась бы развитием Арктики. Потому что это особый объект государственного управления, и сегодня без государственного протекционизма, без господдержки, как это было в советское время, невозможно развивать такую огромную территорию. И, конечно, государство должно присутствовать.
«Выслушав глав 7 районов из 13 пришел к выводу, что критическая зависимость от завоза топлива, стройматериалов, продовольствия, ключевая роль сезонности в транспорте, климатические условия, транспортные сложности — это ключевые вызовы, с которыми арктические районы и поселения сегодня вынуждены бороться, адаптировав все возможные управленческие инструменты, которыми они располагают. Но этого недостаточно, нужны новые механизмы управления Арктикой. Сегодня по Арктике есть уже видение, стратегия есть, есть госпрограмма, но все это надо сегодня нужно свести в единую приоритетную программу и усиленно работать по Арктике. Сейчас мы, к сожалению, продолжаем фиксировать отток населения из Арктики, особенно молодежи. А завтра будет поздно, некому будет строить дома, учить детей, развивать Арктику. Поэтому для обеспечения комплексного социального и экономического развития Арктической зоны РС (Я), а также для развития инфраструктуры, строительства социальных объектов и жилья, обеспечения круглогодичных, межрегиональных и местных (региональных) авиаперевозок по субсидируемым маршрутам, нужна отдельная госпрограмма. Выслушав вас для себя обозначил, что среди приоритетных направлений работы — ускорение социально-экономического развития арктических районов Якутии, повышение эффективности северного завоза и взаимодействие по озвученным вопросам с федеральными структурами»,- подытожил Александр Акимов.